arrow-left

Dari Chernikova

В наше время людям искусства важно уметь себя продать. Когда ты творческая личность и предприниматель в одном лице, выполнение этой задачи усложняется. Для основателя и ювелира бренда Dari Jewelry не существует понятий «творческий кризис» и «творческий беспорядок». Где заканчивается творчество и начинается бизнес, рассказала Dari Chernikova.

О. К. Как тебе удаётся совмещать творчество и продвижение бренда?

D. C. Я время от времени сама задумывалась над этим. И сейчас пришла к выводу, что нельзя совмещать. Творчество и продвижение несовместимы. Это сложно. Во мне, как будто бы есть переключатели, которые активируют разные настройки: то я «включена» на творчество и совершенно не занимаюсь организацией, то я решаю административные вопросы, и  тогда прекращается моя творческая деятельность. Специально «переключаться» у меня пока не получается, но я работаю над этим. Если я очень долго занимаюсь только продвижением, мне начинает не хватать творчества. Иногда я понимаю, что необходимо разработать дизайн новых украшений для обновления ассортимента и пора бы уже «переключиться». А бывает, что нужно руководить процессом, а я ещё такая вдохновлённая и вся в идеях (смеётся).

О. К. План или спонтанность?

D. C. Что-то среднее. Ко мне энергия приходит по волнообразной схеме. Иногда я планирую, каждый день чётко по часам, расписываю, что нужно сделать, чего достичь, кому и какие задания дать. А временами я как кисель расплываюсь (смеётся). Вот если пришла идея в голову или нужно срочно принять решение, я действую, а если нет – то я ничего и не делаю. Я не умею это контролировать. Видимо, это моя особенность: бывают всплески энергии, рабочее настроение, когда всё по плану, и случается такое, что из творчества приходит стимул, из потока.

О. К. На твоём рабочем месте – хаос или порядок?

D. C. Порядок. Бывает, что я некоторое время отсутствую в мастерской, и потом приезжаю, а мой стол завален чем-то, потому что ребята на нём что-то делали. И вот пока я не уберу, не могу приступить к работе. Нужно, чтобы всё аккуратно лежало на своих местах, стол был чистым, и я знала, что и где находится. Понятно, что я допускаю определённый хаос, особенно, когда заработалась. Но, чтобы начать, мне необходим порядок.

О. К. Какая атмосфера и предметы окружают тебя во время работы?

D. C. Нет ничего конкретного. Чистота, порядок, наличие нужных инструментов. Музыку я в основном не слушаю, когда сама. Чтобы включить её, должен быть импульс какой-то, который у меня не срабатывает во время работы. Поэтому меня окружает тишина. Нет никаких дополнительных атрибутов, которые напрямую не участвуют в процессе.

O. K. Создавая новые украшения, ты следуешь трендам или внутреннему чутью?

D. C. Я вообще не слежу за модой и другими мастерами. Когда-то я считала, что это не совсем хорошо, ведь все советуют следить за течениями и новинками, идти в ногу со временем, а для меня это было насилием – исследовать и создавать специально. Если моё личное творчество нужно миру, то его обязательно примут и оценят. А если нет, то зачем? С точки зрения бизнеса, делать намерено что-то ходовое я не могу, это меня только расстраивает. Я создаю то, что хочется мне.

О. К. Что отображают твои изделия?

D. C. Если взять все ювелирные изделия Dari Jewelry, то, по моим внутренним ощущениям, их объединяет стремление к свободе, чистоте и простоте, отсутствие лишних деталей. Мои украшения не должны перегружать, они есть дополнением, лёгким акцентом. В них всегда ещё остаётся место для личных ощущений владельца. Я хочу, чтобы моё украшение не было наполнено стопроцентно мной, хочу, чтобы оно нашло своего хозяина, который привнесёт в него свой смысл.

О. К. Каких принципов в работе ты придерживаешься?

D. C. Самый первый и основной принцип – делать украшения с хорошими намерениями. Я вообще не могу работать, когда у меня плохое настроение или я болею. Я считаю, что украшения впитывают энергетику, с которой ты творишь. Конечно, заработок является значимым аргументом и он должен присутствовать, потому что деньги это энергия, которой мир благодарит тебя за твою работу. Но также важно осознавать то, что ювелирные изделия, которые я создаю, предназначены для людей. У меня есть вот эта золотая середина. Я делаю столько, насколько считаю это полезным и нужным для людей, чтобы не входить в негативные эмоции и структуры, где ты трудишься только ради зарабатывания денег. Украшения должны нести смысл и выполнять свою дхарму, то есть носиться людьми. Мне многие намекают и просят изготовить продукцию на витрину, чтобы клиенты могли видеть весь ассортимент, померять и заказать нужный размер. Я понимаю логику и то, что это было бы удобно. Но в таком случае, изделия будут только лежать на витрине, не продаваться, не носиться, и тянуть на себя энергию. Я чувствую, что если украшение не будет выполнять своё предназначение – украшать, то оно не будет работать на положительный результат.

О. К. Ты когда-нибудь отказывалась от заказа?

D. C.  Довольно часто. Каждый человек обращается к нам, исходя из своего личного опыта. Если он уже сотрудничал с ювелиром, который делает всё на заказ, воплощая любое пожелание клиента, то он относится так же ко всем остальным мастерам. Я не вижу в этом ничего плохого, но если нас просят сделать, к примеру, какие-то фигурные изделия, одним слово то, что не соответствует нашей стилистике, мы просто говорим, что такое не изготавливаем. Когда я работала одна, ещё в самом начале развития своего дела, я часто брала индивидуальные заказы, не в моём стиле, и можно сказать, что от этого очень страдала. Я могла подходить к этому заказу два месяца, хотя на его выполнение нужно было потратить один день. Руки опускались, желания и энергии для работы не было. А нужно было хоть что-то зарабатывать. Я чувствовала, что беру и только хуже себе делаю. Чем дальше, тем проще мне стало отказывать. Сейчас у меня достаточно много своих изделий и я не вижу смысла брать и повторять кого-то. Поэтому мы изготавливаем только украшения собственного дизайна или что-то очень-очень похожее по стилю. Если мне присылают фото работ знакомых мастеров, то я предлагаю человеку обратиться именно к автору. Даже если мне легко это повторить, то я не вижу в этом смысла и мне это не интересно.

О. К. Случался ли у тебя творческий кризис?

D. C. Это когда нужно что-то придумать, а ничего не придумывается? (Смеётся.) У меня просто кризисы случаются. А если у меня кризис, то я даже не думаю о творчестве, поэтому и нет творческого кризиса (смеётся). У меня бывает такое, что я несколько месяцев могу быть в прострации, понимать, что нужно что-то делать, двигаться, а энергии на это нет. Остаются силы только на то, чтобы поддерживать то, что уже есть. А потом мне снова хочется творить, улучшать, наводить порядки, развиваться… Были у меня пару раз мысли о том, что я давно ничего нового не придумывала. И вот я посылаю намерение, и через время что-то приходит. Я обычно не ищу вдохновения, идеи сами появляются в моей голове, и я делаю. У меня если и возникают сложности, то только с технической точки зрения. К примеру, получится ли нанести такую вот гравировку или как лучше сделать линию внутри. А в плане творчества вопросов не возникает.

О. К. Есть ли у тебя идеи, которые так и остались нереализованными?

D. C. Да. Но сейчас вспомню только одну. Это два широких кольца, одно белое, а другое чёрное. На чёрном кольце – россыпью жёлтые камни, на белом – голубые. Как день и ночь. И вроде бы нужно просто сесть и сделать, но вот уже два года это лишь задумка. Но я планирую её реализовать.

О. К. Тебе для творчества достаточно вдохновения или время от времени необходимы новые знания?

D. C. Я считаю обучение очень важным. Если человек регулярно не пополняет свои знания, то он деградирует. Полноценных ювелирных курсов в Украине нет, есть только базовые, которые я уже освоила. Если мне нужен совет с технической стороны реализации изделия, то я обращаюсь к другим мастерам. Моё обучение сейчас связано больше с бизнесом. Я учусь руководить, грамотно позиционировать свой бренд, общаться с клиентами. Что касается творческих решений по дизайну украшений, то здесь я полагаюсь на свой вкус и персональное чувство стиля.

О. К. Твои украшения, дизайн мастерской и персональный имидж выдержаны в одном стиле. Так было задумано или же всё сложилось само собой?

D. C. Задумано ничего не было. Всё само собой так получилось. Я просто ношу то, что мне нравится, творю так, как чувствую. Я пришла к выводу, что однотонная одежда и белый цвет – беспроигрышный вариант. Я всегда хотела белые стены, белую мебель, белую мастерскую. Меня раздражают все лишние детали в одежде, украшениях, пространстве. Для кого-то уют и комфорт – это место, заполненное мелочами, разноцветными сложными предметами, а для меня комфорт – это, когда всё стерильно, чёткие и ровные линии, ничего не отвлекает от работы. Моё пространство – это белый холст, на котором можно творить.

О. К. Как не потерять творчество в бизнесе?

D. C. Когда-то я была одновременно фотографом, мастером, менеджером и бухгалтером. Сейчас большинство административных обязанностей я уже делегировала, кроме управления. У меня в планах передать и эту должность. Потому что очень сложно не потерять творчество, когда на тебе ещё лежат обязанности совершенно другого рода: продвижение, улучшение качества обслуживания и т. д.. В идеале я хочу быть только творческим руководителем. Хочу создавать новые коллекции, разрабатывать дизайн, быть новатором, а не исполнителем. Управленческие навыки у меня тоже есть и мне это нравится. Но творчество и бизнес – совершенно два разных аспекта во мне, – как раздвоение личности. Есть творческий человек, и есть человек-начальник. И вот на данный момент человек-начальник меня начал утомлять (смеётся).

Фото – Елена Кудрей