Телевидение можно любить или не любить, но нельзя отрицать то, что оно есть отражением каждого из нас. Возможно, именно поэтому все мы когда-то смотрели или смотрим телевизор. Что происходит по ту сторону экрана, рассказала Анна Вовк – руководитель ТВ-проектов «СуперИнтуиция» и «Кто сверху?» на «Новом канале». Не переключайтесь.

 

О. К. Ты смотришь ТВ?

А. В. Я очень редко смотрю телевизор. Все те программы, которые мне интересны, а также полезны и важны для работы, я ищу в интернете. Так удобнее – нет привязки ко времени показа передачи, всегда можно остановить видео, ещё раз пересмотреть интересующий фрагмент. Я смотрю программы, прежде всего, с профессиональной точки зрения, анализирую их, ищу для себя что-то новое. Ещё стараюсь следить за творчеством своих коллег и друзей, которые создают качественные ТВ-проекты. Единственное исключение – музыкальный канал, который звучит фоном, когда я куда-то собираюсь.

 

О. К. Смотришь ли ты программы, над которыми работаешь?

А. В. На этапе постпродакшна я смотрю программы по нескольку раз. А есть на проекте люди, которые в процессе монтажа уже могут цитировать ведущих и участников в любое время дня и ночи, они знают каждый кадр наизусть – это наши шеф-редакторы, режиссеры монтажа и режиссер-постановщик. Именно после их кропотливой работы материал смотрю я и руководитель творческого объединения. Мы вносим свои правки, затем программа проходит долгий путь согласования с руководством канала, и только потом сдаём её в эфирную службу.

А вот по телевизору я смотрю свои программы очень редко из-за отсутствия времени и потому, что видела их уже много раз. Если всё-таки случайно попадаю на результат нашей работы, то канал не переключаю.  И даже тогда не могу смотреть программу, как простой телезритель, постоянно анализирую, что было хорошо, а что нужно было сделать лучше, вспоминаю, как проходила подготовка, каким был съёмочный процесс. Но, например, когда попадаю на выпуск своего любимого проекта «Хто зверху?», всегда получаю огромное удовольствие. Эта программа уж точно продлевает мне жизнь, потому что невозможно не смеяться, когда её смотришь (смеётся).

 

О. К. Как ты считаешь, интернет вытесняет телевидение?

А. В. Когда-то предсказывали, что телевидение вытеснит книги и театр, но мы по-прежнему ходим на спектакли и читаем. Да, интернет впереди. Но я не думаю, что он вытеснит телевидение. Даже не смотря на то, что материал в интернете доступен всегда, и ты сам можешь выбрать удобное время для просмотра. Огромный процент пользователей смотрит в сети программы, которые создаются на телевидении. Это говорит о том, что интернет не вытесняет телевидение, а делает его более доступным и удобным для зрителей. Мне кажется, что эти два направления, скорее, взаимосвязаны. Многие отдают предпочтение просмотру любимой программы после рабочего дня, расслабившись на диване перед телевизором. Я смотрю программы и фильмы в интернете, потому что так для меня удобнее по времени, но мне комфортнее сидеть перед большим экраном телевизора, нежели, к примеру, за ноутбуком. И есть в этом какая-то магия, когда ты ждёшь выхода нового эпизода и стараешься успеть вовремя включить телевизор, чтобы увидеть всё первым.

 

О. К. Из кого состоит команда, которая создаёт ТВ-программы?

А. В. У нас работа над проектом начинается в небольшом составе: руководитель творческого объединения, руководитель проекта, шеф-редактор, режиссёр-постановщик и исполнительный продюсер. В случае запуска нового проекта, мы таким же штатом разрабатываем  формат. Если это не первый сезон программы, то обдумываем нововведения, утверждаем их и приступаем к формированию команды.

Дальше расскажу на примере «Хто зверху?». В течение 5-6 месяцев редакторской группой (5-6 человек и шеф-редактор) разрабатывается контент программы. Режиссер-постановщик формирует на основе придуманных конкурсов режиссёрские сценарии. И с появлением творческих  задумок начинает «оживать» весь производственный процесс подготовки. Исполнительный продюсер верстает бюджет, формирует календарно-постановочный план, художник-постановщик рисует эскизы реквизита для конкурсов, стилисты разрабатывают образы для ведущих, костюмы для статистов, моделей и актёров, которых ищет кастинг-отдел. Дизайнеры днями и ночами работают над десятками фотографий для конкурсов и над необходимой графикой. Музыкальные редакторы подбирают и предоставляют музыку. Стар-менеджеры ведут переговоры с артистами и формируют звёздные команды.  Линейные продюсеры и администраторы обеспечивают съёмочную группу необходимым ресурсом для производства проекта, решают все организационные вопросы.

Также мы взаимодействуем со многими отделами канала – юридическим, финансовым, коммерческим, координацией и т.д..

Над программой «Хто зверху?» работает наш незаменимый ведущий, душа проекта и креативный продюсер – Сергей Притула, Господин Судья, которому для узнавания достаточно одного голоса – Александр Педан. За несколько недель до съёмок к процессу присоединяется второй режиссёр, который тщательно планирует каждую секунду нашего рабочего времени. Ну и, конечно же, съёмочный процесс не обходится без операторов, гримёров, режиссёра ПТС, художника по свету, звукорежиссёров и технического отдела. В общем, команда на съёмках состоит из 150 человек.

Но каждый телевизионный проект имеет свою специфику работы, и схема реализации у каждого разная.


О. К. Что нужно сделать, чтобы стать продюсером на ТВ?

А. В. Благодаря тому, что я прошла по телевизионной лестнице, начиная с самой первой ступени, я смогла стать продюсером и научилась грамотно распределять задачи среди членов своей команды. Я знаю, какой объём работы сделать реально, даже когда, к примеру, мне кто-то говорит, что это невозможно (смеётся).

Начинала я статистом на «Фабрике звёзд».  Работа далеко не самая важная, но она была первой и дала мне возможность ближе познакомиться с телевизионным закулисьем и понять многие процессы изнутри. Спустя некоторое время, я стала администратором на «Фабрике звёзд». И это был бесценный опыт.

Но моим «боевым крещением» стал проект «Украина чудес». Я была ответственной за ведущих, за большую часть организационных вопросов, реквизит, дополнительную технику, часть локаций, при этом, вообще не имея необходимого опыта работы. В каждом новом городе нужно было найти то автокраны, то купить несколько машин, договориться за аренду самолётов и вертолётов, с ночи на утро найти несколько бульдозеров и за эту же ночь перекрасить их в  яркий цвет, чтобы в кадре было красиво (смеётся). Тонны реквизита, тысячи километров в пути, десятки тысяч зрителей на площадях Украины, жара 30 градусов и сон максимум 4 часа в сутки. Задачи были масштабными, тяжёлыми и от этого ещё более интересными.

Конечно, в работе руководителя ТВ-проектов мне помогает моё образование (по специальности я – режиссёр эстрады и массовых праздников), мои увлечения и опыт в других сферах. Вообще, работая на телевидении, ты можешь объединить все свои знания и умения в единое целое. Кем бы ты до этого ни работал, и чем бы ты не занимался – всё пригодится.

Для продюсера важно уметь собирать команду и взаимодействовать с творческими людьми, желательно иметь хорошо развитую интуицию для принятия мгновенных и правильных решений, и необходимо стараться создавать атмосферу, в которой людям будет комфортно работать. Основным навыком для продюсера остаётся знание процесса производства продукта. Также важна эмоциональная составляющая – не нужно бояться! Если перед тобой ставят задачи, которые ты раньше не делал и не знаешь с чего начать – спрашивай, принимай решения, не бойся ошибаться! Когда я пришла на свой первый проект, я очень многого не знала, для меня были загадкой аббревиатуры  ПТС, ТЖК и другие не менее страшные слова (смеётся).

 

О. К. Что входит в твои обязанности, как продюсера?

А. В. Видеть результат ещё до начала работы и знать путь к нему. Нести ответственность за творческую, финансовую и административную части проекта. Формировать команду, распределять задачи между сотрудниками, контролировать их выполнение. И решать нерешаемые задачи (смеется).

 

О. К. Какому методу работы ты отдаёшь предпочтение?

А. В. У нас в команде особая атмосфера. И я никогда не возьму на работу человека с прекрасными профессиональными навыками, но не «вписывающегося» в рамки нашей культуры. Конечно, не всегда удаётся с первого взгляда определить «твой» это человек или нет. Но даже если такие люди случайно к нам попадают, надолго они у нас не задерживаются.

Для меня команда – это большая, дружная семья. Мы столько времени проводим вместе, что научились понимать друг друга без слов. Мы делимся своими радостными событиями, проблемами, секретами. Конечно,  ссоры у нас тоже бывают, хотя и очень редко. Ведь у каждого есть своё мнение и когда работаешь в режиме нон-стоп, эмоции могут зашкаливать и тогда разгораются настоящие мексиканские страсти (смеётся). .Но каждый может высказаться и рассказать, что его не устраивает. И мы обязательно приходим к компромиссу, и решению конфликта. Мы слишком уважаем и ценим друг друга, поэтому не можем подвести или недобросовестно выполнить свою работу. Я считаю, что руководитель должен задавать тон, создавать атмосферу. И я очень благодарна своему наставнику – Лене Маториной, на примере которой я училась и учусь работать с коллективом.

 

О. К. Какие есть традиции у работников сферы ТВ? В твоей команде?

А. В. Мы очень трепетно относимся к дням рождения друг друга. Поэтому наши поздравления всегда оригинальны. Особенно, если день рождения проходит на съемочной площадке. Это всегда ярко и незабываемо. Я с мурашками на коже вспоминаю свои дни рождения на работе. Вообще, мы поздравляем друг друга со всеми важными событиями в жизни.

После окончания съёмок, в крайний съёмочный день проекта мы отмечаем «шапку» (слово «последний» на телевидении не употребляется – прим. редактора). Собирается вся съёмочная группа, мы накрываем стол, поздравляем друг друга и благодарим всех за работу!

Обязательно собираемся на премьеры! Смотрим, комментируем, хотя кто-то может это видеть уже пятнадцатый раз (смеётся). Но это не мешает нам смеяться и получать удовольствие, чувствовать гордость за то, что мы сделали.

Также каждый год все сотрудники отмечают День рождения «Нового канала» и Новый Год. Спасибо Сергею Притуле, именно благодаря ему эти два праздника проходят так дружно и весело!

 

О. К. Какие планы у твоей команды на ближайшее будущее?

А. В. Сейчас мы готовим новый сезон программы «Хто зверху?». Уже прошли съёмки, и я очень надеюсь, что мы удивим наших телезрителей. Ещё наша команда работает над новым проектом. Я пока не буду раскрывать всей его сути, только скажу, что это будет собственная разработка «Нового канала», а не приобретённый формат. Что касается «СуперИнтуиции», я не могу точно сказать, будет ли продолжение шоу. Но показатели программы были очень хорошие, а для нас нет большего стимула для творчества и продолжения работы, нежели благодарные телезрители.

А из самых ближайших планов – всем сходить в отпуск, чтобы набраться сил и вдохновения для новых проектов!


Фото – Елена Кудрей